Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная МОУ "СОШ №13 г. Зеленокумска" Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 24-Окт-2017, 06:43:40
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта

Новости

Каталог файлов по предметам
Главная » Файлы » Информатика » Презентации

Научная статья "Инновационный менеджмент образовательной организации" (автор: директор школы Мунтян В.М.)
[ Скачать с сервера (56.0Kb) ] 13-Окт-2015, 10:02:40

Инновационный менеджмент в образовательной организации

Инновация - явление уникальное, из ряда вон выходящее.  Она подразумевает глубокие изменения  в содержании образования, а методике преподавания и должна отождествляться с прогрессом.

В последнее время в этом слове можно услышать много негативных оттенков. Прежде всего, они связаны с формальным, поверхностным, техническим подходом к реализации инноваций.  Наверное, дело в том, что содержательные изменения требуют кропотливой работы, и оценить результаты от их введения способны только специалисты, а за внешние, броские нововведения легче отчитаться.

Какие условия необходимы для успешного внедрения инноваций?  Мировой опыт показывает: даже настоящие инновационные процессы в различных странах терпели крах, если люди на местах не понимали, зачем им это нужно, если им просто спускали план внедрения чего-то. То же самое в школах: если учителям, ученикам и родителям не разъяснить необходимость той или иной инновации, то она не будет успешно реализована.

В связи с этим сильно изменилась роль директора.

Теперь он -  менеджер.

Современная реформа образовательной системы предполагает широкое внедрение инновационных процессов, определяющих реформирование не только системы образования в целом, но и организаций образования, а именно средних школ. Не углубляясь в рассмотрение теории инноваций в сфере образования, поскольку они уже достаточно широко освещены в печати, рассмотрим практические задачи по использованию инновационного подхода к управлению школой.

В основе инновационного подхода могут лежать два типа стратегии инновационного поведения: активно-приспособительный и активно-адаптирующий.  В первом случае система управления школой ориентируется на изменения внутри регионального образования, стремится приспособиться к социально-культурным, правовым и экономическим изменениям внешней среды. Во втором случае инновации на управленческом уровне направлены не только на изменение самой школы в соответствии с потребностями внешней среды, но и пытаются воздействовать на внешнюю для образования среду с целью использования ее возможностей для реализации собственных образовательных целей.

Как известно, инновации в управлении образовательными системами делятся на частичные и системные. Частичная стратегия управленческих нововведений предполагает реализацию отдельных инновационных проектов. Это путь создания так называемых "точек роста" в развитии образовательной и воспитательной среды внутри школы. Ее суть состоит в улучшенной ресурсной поддержке экспериментальной работы по отдельным направлениям, например, улучшение материальной базы кабинета информатики, приобретение видеофильмов по географии и т.п. Однако, практика показывает, что такая ориентация на "точки роста" не обеспечивает полного реформирования всей школы, и, как следствие, снижает внимание к работе по другим направлениям, ведет к ухудшению качества образования в школе в целом. Высокий уровень учебных достижений одаренных учащихся не компенсирует низкой образовательной подготовки большей части детей. Поэтому стратегия системных инноваций, которая ориентирована на достижение общего результата, более адекватна для нынешнего этапа реформирования, в который вступила Россия.

Системная стратегия прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяет приоритетные звенья, обеспечивает согласование связей между различными нововведениями.

Системный подход базируется на идее целостности развития участников образования. Он предполагает, что, вводя новшества на управленческом уровне, администрация имеет представление о том, что хотелось бы получить в перспективе и, исходя из этого, определяет последовательность действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния качества образования - обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование школы, во-вторых - выбор нововведений осуществляется на основе критерия результативности по отношению ко всей системе.

Системная стратегия управленческих инноваций ориентирована на результат. Желательный результат изменений представляет собой иерархическую структуру диагностируемых и контролируемых целей. Этот принцип управленческой стратегии в образовании представляется чрезвычайно важным в условиях современного образования. В современном российском образовании сложилась тенденция активного совершенствования процессуальной стороны обучения - разработке и внедрению новых форм и методов обучения. Это до сих пор приводит к тому, что за успехами в организации процесса обучения теряется его результат - учителя недостаточно продумывают параметры и критерии достижений учащихся, практически не владеют соответствующими диагностическими процедурами отслеживания этих достижений. За единственный и исчерпывающий результат принимается успеваемость, определяемая по субъективному методу балльной оценки. В условиях государственной политики России, введения независимого тестирования выпускников общеобразовательных школ, а также зачета выпускных экзаменов школы за вступительные экзамены вуза, педагоги и школа в целом оказываются неготовыми к ситуации ориентированности на реальный результат образовательного процесса и подготовки специалиста высокого уровня. Поскольку, как было сказано выше, стратегия системных инноваций использует принцип опережающего управления, то предвидение возможных осложняющих факторов позволяет реагировать на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям для школы.

Основным методом принципа является построение системы промежуточных целей.  Реализация каждой из них контролируется и служит основанием для принятия тех или иных управленческих решений. Особое место среди промежуточных целей занимает изменение организационной структуры и функциональных процедур внутри самой школы.

Программно-целевой подход к управлению школой, лежащий в основе активно-адаптирующей стратегии инноваций предполагает выполнение следующих факторов:

- установление социально обоснованных и реально достижимых к определенному сроку целей;

- разработку перечня необходимых действий по всем видам и направлениям деятельности школы и взаимодействующих с ней курирующих и управляющих организаций;

- определение необходимых финансовых, кадровых, материально-технических, информационных и других средств.

Разработка и внедрение инновационной модели управления современной школой требует серьезной кропотливой работы. Она может быть создана в результате коллективных усилий работников организаций управления образованием, ученых-теоретиков, педагогов-практиков, родителей.

Сегодня такая модель выступает скорее как проблема, обусловленная поиском новых способов управления школой для обеспечения ее устойчивого развития в современных условиях.

Цели деятельности школы определяются потребностями индивидуальных потребителей образовательных услуг - учащихся и их родителей, обществом в целом, которое в лице главного заказчика образования - государства - определяет гарантируемый и социально необходимый минимум образования. Конечной социально значимой целью общего образования является начальная базовая подготовка специалиста.

Разработка и, тем более, реализация инновационной модели управления школой требует создания системы мониторинга качества образовательной деятельности, как на уровне учащихся, так и на уровне педагогов. Только на основе анализа выявленных тенденций в состоянии образования возможны обоснованные управленческие инновации. Мониторинг качества образовательной деятельности осуществляется школой самостоятельно, с применением собственных разработок, как самих методик анализа, так и средств их реализации, в том числе и на основе информационных технологий. Он включает в себя:

-систему сравнительного анализа качества образовательной деятельности школы;

- систему анализа результатов контрольных срезов;

- систему сбора статистического материала, отражающего показатели успеваемости, участия школьников в олимпиадах, показатели поступления выпускников в высшие учебные заведения;

- социологический мониторинговый опрос, проводимый среди учащихся старших классов по профессиональным показателям педагогов школы;

- систему психологического и экспертного анализа уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров школы.

Следующим элементом создаваемой инновационной системы управления является блок программных мероприятий, направленных на формирование воспитательной среды школы. Речь идет не о традиционных планах воспитательной работы и внеклассных мероприятий, а о создании условий для становления социальных, гражданских, физических и нравственных качеств школьников на уровне всего школьного организма. Вся система отношений - между детьми, учителем и ребенком, педагогами и родителями, родителями и детьми, вся организация жизни школы и жизни ребенка в школе создают воспитывающую среду. Только в такой среде возможно подлинное воспитание - управление процессом личностного развития ребенка через создание соответствующих условий для этого развития. На уровне управленческих нововведений должна проводиться разработка и внедрение системы мер по целенаправленному вовлечению родительского сообщества в деятельность школы.

Формы участия в планировании и организации жизни школы, участие в контроле за качеством ее воспитательно-образовательной деятельности самые различные - от включения в разработку нормативно-правовых документов и деятельность в Советах разных уровней до активного заказа на уровне внедрения учебного плана и образовательных программ инновационного типа. Но наиболее сложной задачей в этом направлении представляется достижение определенного психологического перелома в профессиональных установках руководителей и педагогов: осознание обслуживающего характера их деятельности.

Эту задачу решает психологическая служба школы, выделенная в отдельное структурное подразделение.

Нельзя не отметить такой раздел инноваций, как создание современной информационной среды в школе.

Создание в школе информационной среды, отвечающей возможностям современных технологий, обеспечивает накопление, систематизацию и доступность любому пользователю неограниченных объемов информации. Это дает возможность обеспечить оперативность и достаточность информации для руководителей, педагогов, учащихся, создает обратную связь вплоть до осуществления групповой управленческой и учебной деятельности. Позволяет выявлять, изучать и пропагандировать передовой педагогический опыт, инновации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании, повышения информационной компетентности сотрудников образовательного учреждения для построения единого информационного пространства. Важным моментом в построении единой информационной среды является не разовое повышение квалификации, а непрерывное образование учителей - предметников, осознание необходимости использования ИКТ в своей работе и повышение общей информационной культуры.

Технологически информационное взаимодействие участников образовательного процесса (в том числе, и педагогов школы) может обеспечиваться поддержкой и активной модерацией официального сайта образовательного учреждения, корпоративной электронной почтой. Получение информации в виде почтовой рассылки должно стать нормой.

Однако на современном этапе развития информационной среды становится понятно, что используемых простых инструментов не хватает для организации совместной деятельности педагогов, которые позволили бы сделать процесс перехода к сетевому взаимодействию естественным и безболезненным для всех членов коллектива.

Естественно, что без создания на уровне управления образованием области условий, стимулирующих использование информационных технологий, и привлечения сторонних финансовых потоков реализация такой информационной инфраструктуры будет невозможна.

Все остальные пункты реализации инновационного управления современной школой в руках самого руководителя школы. Необходимо только осознание необходимости такого управления на сегодняшний день. Цели руководителя должны быть реалистичными, достижимыми, иметь четкие временные рамки. Поставленные цели должны быть выражены в измеряемых параметрах, систематически проанализированы.

 

 Литература:

 

  1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Издательство Магистр, 1997.  
  2. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.  М.: Новая школа, 1997.  
  3. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.  464 с.
  4. Моисеев А.М. Стратегическое управление школой. Москва. Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал для школьной администрации «Управление школой». № 1. 2015 г. С.4-6.
  5. Алейникова И. Эффективное управление школой.  Москва. Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал для школьной администрации «Управление школой». № 2. 2015 г. С.7-14.
  6. Захарова О. НИКО – это не ЕГЭ. Москва. Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал для школьной администрации «Управление школой». № 2. 2015 г. С. 30
  7. Моисеева Л., Филиппова Г. Культура школы в педагогическом менеджменте. Москва. Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал для школьной администрации «Управление школой». № 3. 2015 г. С.11-16.
Категория: Презентации | Добавил: mikekmv
Просмотров: 202 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Директор школы
Директор

Мунтян Виктория Михайловна


Адрес школы

Ставропольский край
г. Зеленокумск
пер. Кумской,4
тел.6-78-06


Форма входа

Теги
Наведите указатель мыши
Для отображения блока требуется Flash Player

Наведите указатель мыши

Copyright МОУ "СОШ №13" © 2017 Has developed M.I.K.E ©